Андижан

Андижан, окруженный живописными холмами, раскинулся на юго-востоке Ферганской долины. Этот город вправе гордиться своим почтенным возрастом (более 2000 лет) и тем фактом, что именно здесь родился Захиреддин Мухаммад Бабур – знаменитый поэт и полководец, представитель великой династии Тимуридов, основатель империи Великих Моголов в Индии.

Современный Андижан - один из крупных городов Узбекистана, центр машиностроения. Здесь находится завод по выпуску легковых автомобилей, имеется ряд других крупных предприятий: машиностроительный, консервный и молочный заводы, мелькомбинат, хлопчатобумажный комбинат, трикотажная фабрика.

Красивый солнечный город в последние годы становится еще привлекательнее: возводятся новые современные здания, расширяется сеть развлекательных и торговых центров. Андижан утопает в зелени садов, парков и скверов.

В 30 километрах от Андижана расположено древнее городище Эрши - столица древнего государства Давань. Также Андижанская область известна своими святыми местами. Самое известное из них Тешик-Таш, представляющий собой валун, основание которого похоже на широко расставленные ноги гиганта. Среди других известных святынь - Имам-Ота, Тузлик Масар, Ок Гур, родник Ширманбулак. В Андижане по сей день сохранился дом Бабура, который открыт для посещения.

История

Примерно 100 лет назад ученые-археологи начали проявлять интерес к прошлому Андижана. В городе в разное время проводились историко-этнографические и археологические раскопки, здесь исследовательские работы вели ученые А.К. Писарчик, В.И. Козенкова, Б. Абдулгазиева, С. Джалилов, Дадабаев. В 80-х годах 20 века работниками Института археологии Академии Наук проводились подробные археологические исследования города. Археологи работали в таких исторических точках Андижана, как Чордона, Сарвонтепа, Яккатепа, Коштепа, Арк ичи, Шахристан.

Несколько позднее археологами были найдены предметы, относящиеся к периоду 6 - 4 веков до н.э. Также в результате тщательного изучения было установлено, что памятники культуры, возраст которых датируется самой древней историей города, расположены в юго-западной или центральной части Андижана - Сарвонтепе и ее окрестностях. Приблизительно на глубине четырех метров был обнаружен археологический комплекс шириной 1 метр, вероятней всего построенный 2400 - 2600 лет назад. По данным раскопок 2007 года, этот комплекс занимает площадь в несколько гектаров.

Происхождение названия «Андижан».

Топоним Андижан (узб. вариант - «Андижон») и его исторические вариации в форме «Андукон» или «Андигон» - это название одного из древнейших населенных пунктов Ферганской долины, центра Андижанской области Узбекистана.

С исторической и этимологической точки зрения слово Андижан довольно интересно. Существует огромное количество народных легенд и преданий относительно того, как появился город, кем он был основан и почему стал называться именно Андижан, а не по-другому. Вот как по мнению народа появился Андижан:

Легенда I. Возникновение города связано с именем туранской принцессы Адинажон, дочери Афросиаба, легендарного правителя древнего Турана. В поисках возможностей исцеления тяжело больная принцесса прибыла в одну из горных долин предгорья Тахти Сулейман, где ей удалось преодолеть свои тяжкие хронические недуги. В честь ее исцеления Афросиаб построил для принцессы в этой чудотворной долине с диковинной природой замок и заложил там обширный сад. С тех пор эта местность, расположенная в низовьях горной речки Ошсай, стала называться Адинажаном, а город, воздвигнутый там впоследствии, был превращен Афросиабом в столицу его величественного Турана.

Легенда II. Возникновение топонима непосредственно связано с тюркоязычными народами «адок», «азок» и «анди». Народная молва гласит, что в древности эти края были заселены племенем анди, то есть индусами, и поэтому местность стала называться «Андукан», или «Пристанище индусов».

Легенда III. Название города связано с именем так называемого «первооткрывателя» края, заложившего фундамент будущего города. Звали его Анди. Так, в честь древнего строителя-архитектора город и получил название «Андижон».

Легенда IV. Русский историк В.П. Наливкин полагает, что топоним «Андигон» появился благодаря названию тюркского племени Анди. Дело в том, что до некоторого времени жители соседнего Намангана нередко назвали андижанских узбеков именем Анди, причем утверждали, что они, Анди, одного происхождения с теми тюрками, которые проживали в городе Туркестане и его окрестностях.

Легенды, мифы, сказания, предания - это конечно очень хорошо и довольно увлекательно. Однако потому легенды и называются легендами, что ссылаться на них как на достоверный исторический источник совершенно неразумно. Но вместе с тем историческая наука пока не только не располагает определенными историко-археологическими данными касательно времени возникновения данного населенного пункта, но еще и не подвергала историко-лингвистическому и этимологическому исследованию этот, казалось бы, несложный, но трудно подвергаемый расшифровке топоним - Андижан.

Хотя кое-чего исследователи все же добились. Изучив ряд первоисточников, ученые пришли к выводу, что синонимические морфемы топонима «Андукон», «Андигон», «Андижон - Андижан» в форме «аиду», «анди», «аида» восходят к древнему тюрко-монгольскому слову «анда» (переводится как «друг, побратим, союзник, близкий родственник»), который встречался и в узбекских именах: например, Андабой - «большой друг», Андан - «родной друг», Андагул и Андахол - «друг-красавец», а также в выражениях «куда-аида» и «куда-андали» - то есть «близкие свата» и т.д. Следовательно, данный топоним образовался из сочетания двух топоформантов: тюрко-монгольского «анда» и согдийского «кон, гон, жон», впоследствии утративших свою первоначальную форму и значение. Возможно, топоформанты указанных топонимов, восходят к единому композиту - «Андакон», который следует толковать раздельно по слогам, на «анда» + «кон». Благодаря сочетанию этих двух слов целостная композиция обретает совершенно иное понятие, связанное не с народностью и не с именами личностей, а с естественно-природными условиями и географией местности.

Таким образом, топоним в форме «Андакон» может означать «населенный пункт, расположенный на 6ерегу реки или сая», то есть «Набережный город». Кстати, интересно, что когда Бабур описывал природу данной местности, он подчеркнул, что река Андижана, пройдя через предместья Оша, втекает в Андижан. На обоих берегах ее раскинулись сады, которые возвышаются над рекой. Вода поступает в город по девяти каналам. И что удивительно, она потом не выходит ни в одном месте.

Итак, теперь можно заключить, что город Андижан был основан не андами (индусами), как говорилось в легенде, а древними строителями и впоследствии получил название «Андижан», что переводится как «Набережная сая».

История.

В 6 веке до н.э. к моменту завоевания Ахеменидскими войсками ряда областей Центральной Азии Ферганская долина смогла сохранить независимость. Этот немаловажный факт и стал причиной возникновения здесь государства Давань со столицей в городе Эрши (в Андижанской области). В тот период происходил процесс смены бронзовых орудий труда железными, развитие производительных сил и земледелия на основе искусственного орошения. Кстати, развитие скотоводства, особенно разведение известных в то время в Китае породы «небесных лошадей» даже стало причиной военного конфликта государства Давань с Китайской империей, который закончился поражением последней.

Этот цветущий край, древний Андугон, располагался на пересечении караванных дорог Великого Шелкового пути.
Развитие мархаматской культуры государства Давань (220 - 419 годы н.э.) и «Эйлатанской культуры» (1 - 3 века н.э.) способствовали росту урбанизации и широкому распространению гончарного искусства среди местного населения.

В 5 веке н.э. на территорию современного Андижана пришли тюркоязычные кочевые племена, которые способствовали развитию процесса тюркизации местного населения. В 7 - 8 веках на территорию Андижана вторглись арабы. В Среднюю Азию они принесли ислам. О том неспокойном и переменчивом времени сегодня напоминает сохранившаяся на одном из кладбищ Дажалалкудукского района Андижанской области гробница арабского полководца Кутейбы ибн Муслима.
В 9 веке Арабский халифат прекратил свое существование, и область вошла в состав государства Саманидов. Это способствовало развитию науки и искусства, торговли с другими странами. Андижан в это время становится одним из крупных центров Ферганской долины.
В 10 веке Андижан стал частью Караханидского государства, в 11 веке вошел в состав Джигатайского государства, которым правил сын Чингисхана.
Несколько позднее, после распада в 14 веке монгольской державы Андижан входит в состав государства Тимуридов. В это период развивается ремесло, сельское хозяйство, архитектура, наука, искусство. Вплоть до колонизации Центральной Азии Россией в 1876 году находился в составе государства Шейбанидов (в 15 веке), а затем Кокандского ханства.

Андижан в составе Российской империи.


1 октября 1875 года Андижан занял генерал Троцкий, а 8 января 1876 года город окончательно покорил Скобелев. Насильственное присоединение долины Россией вызывало острое сопротивление со стороны местного населения, которое иногда переходило к открытым восстаниям. Примером этому может послужить восстание Дукчи Ишана в 1898 году, июльское восстание 1914 года против призыва крестьян на военную службу в Российской армии и восстание против Царского Указа 1916 года о мобилизации мужчин на военно-тыловые работы на русско-германском фронте.

Являясь «среднеазиатской» частью Российской империи, Андижан представлял собой уездный город в Ферганской области, разделенный на две части: в одной проживали представители местного населения, в другой - русские-переселенцы. Численность населения в 1900 году составила 49 тысяч 682 человека. Долю коренных жителей составляли 48 тысяч 344 человека; русских здесь насчитывалось 784 человека, евреев - 450, армян - 64, небольшой процент составляли индусы и цыгане (всего около 40 человек).
На территории города функционировали две православные церкви, два еврейских дома молитв, 234 мечети.
Местное население в Андижанском уезде занималось почти исключительно земледелием. Здесь выращивались рис, джугара, пшеница, просо, ячмень, хлопок и другие теплолюбивые культуры. Главной промышленной культурой оставался хлопчатник. Особое значение имели шелководство и садоводство.
Наиболее крупная промышленность сосредотачивалась на очистке хлопка, которая в 1900 году осуществлялась на 93 заводах. Другие промышленные предприятия имели кустарно-ремесленный характер.

3 декабря 1902 года в 9 часов утра в Андижане случилось сильное землетрясение, отголоски которого чувствовались во всей Ферганской долине, Самарканде и Бухаре. Часть города, в которой проживало местное население, была разрушена до основания, русская часть пострадала значительно меньше, в основном благодаря прочности возведенных построек. По приблизительному подсчету в Андижанском и Маргиланском уездах землетрясением было разрушено до 30 тысяч домов, погибло до 4,5 тысяч человек.

Советские годы.

В 1917 году на территории Андижанской области в свои права вступила диктатура пролетариата, пропагандирующая отчуждение от частной собственности и земельных наделов. Такая политика новой власти вызвала определенное сопротивление со стороны некоторой части населения, которое получило название «басмаческое движение». Руководили вооруженными выступлениями такие местные лидеры, как Эргаш Курбаши, Халходжа Муэддин, Куршермат, Мадаминбек.

Попытки уничтожить национальные устои и традиции и советизация массового сознания людей вызвали недовольство и со стороны некоторой части национальной интеллигенции. Их движение длилось с 1935 по 1937 год, но не увенчалось успехом, его руководителей подвергли репрессиям с обвинениями в шпионаже в пользу других государств и объявили врагами народа.

В 1941 году в составе Республики Узбекистан административно сформирована Андижанская область.

В годы Второй Мировой войны многие промышленные предприятия из Западных районов СССР были эвакуированы в Андижан, они производили необходимую для оборонного промышленного комплекса продукцию.

Независимость.

Распад Советского Союза в 1991 году и возникновение независимого государства Узбекистан способствовали началу качественно нового этапа развития области.

В области осуществляется постепенный переход на рыночную экономику, создаются совместные предприятия с участием иностранного капитала, развиваются внешнеэкономические связи.