Дворец Худояр-хана (Кокандская урда)

Одной из главных достопримечательностей Коканда является Кокандская цитадель – «урда», более известная как дворец Худояр-хана. Из исторических хроник известно, что за полтора века на Кокандском троне сменилось 29 ханов, но самым известным из них был последний, Худояр-хан. Он взошел на трон 1845 году, в двенадцатилетнем возрасте, став зятем всесильного местного военачальника Мингбаши Мусулмонкула. За тридцать лет своего правления, он четыре раза лишался власти в борьбе с родичами, и каждый раз вновь завоевывал ее.

Дворец Худояр-хана, выстроенный в 1871 году, был седьмым ханским дворцом по счету и должен был размерами и пышным убранством превосходить все предыдущие, утверждая могущество кокандского владыки. И действительно, здание занимало площадь 4 гектара, имело 138 метров в длину и 65 метров в ширину. Дворец был приподнят на трехметровой платформе, и к главному входу вел пандус, у подножия которого некогда стояли чугунные и медные пушки. На портале, между обрамлявшими его башнями-гульдаста, над огромными резными дверями выложена из резной майолики надпись на арабском языке: «Великий Саид Мухаммад Худояр-хан». Дворец был обнесен красивой резной оградой. На правом фланге был сооружен граненый минарет, облицованный керамической плиткой, имитирующей расцветку ферганских абровых шелков.

Строительством этого великолепного дворцового комплекса, состоявшего из семи небольших внутренних двориков, окруженных строениями, руководил зодчий Мир Убайдулло. В отделочных работах участвовали лучшие мастера из разных городов Ферганской долины, а керамические изразцы для оформления фасада выполнили ремесленники из Риштана – древнего центра керамики. Всего во дворце было 119 помещений, украшенных ажурной резьбой по ганчу, орнаментальной росписью темперными красками и позолоченными карнизами, отлитыми из алебастра. Самыми нарядными были тронный зал и приемная, здесь же размещались казначейство, сокровищница и арсенал. Существовал специальный зал, где хан творил суд над своими подданными. Кроме того, во дворце были личные покои Ходяр-хана и его четырех жен. Богато отделанные комнаты были отведены также для его четырех сыновей и двух дочерей. В одном из двориков располагался гарем, где содержались сорок наложниц. Небольшие комнаты были заселены многочисленной челядью, обслуживавшей дворец.

В 1865 году Россия присоединила к своим территориям Ташкент – бывшее кокандское владение. Однако в это время отношения хана со своими ферганскими подданными складывались не лучшим образом. Военачальникам и солдатам перестали выплачивать жалованье, а суровое обращение с дехканами и горожанами послужило поводом для постоянных волнений и бунтов, которые подавлялись с особой жестокостью. 1875 год стал последним годом правления Худояр-хана, он вынужден был бежать и просить убежища у России. Вскоре русские войска, не встретив серьезного сопротивления, взяли Коканд, а в 1876 году Россия аннексировала Кокандское ханство.

Худояр-хан в сопровождении эскорта уральских казаков, вместе со своими придворными чиновниками, женами и гаремом направился в Ташкент. Кроме того, на вьючных лошадей погрузили тридцать ящиков с золотом и драгоценностями из ханской казны. Однако, когда караван прибыл в резиденцию русского генерал-губернатора Туркестанского края и хан передал ему государственную печать Кокандского ханства, от сокровищ осталась лишь малая толика. Ходили разные слухи: то ли казаки разграбили золото Худояр-хана, то ли сам хан тайно переправил свое состояние в Афганистан, где после долгих скитаний по чужим краям он поселился в маленьком кишлаке, растратил сокровища и умер в бедности. Как бы то ни было, в наше время несколько крупных музеев располагают уникальными экспонатами из Кокандской урды. Так, в Санкт-Петербурге в Эрмитаже хранится трон Худояр-хана, украшенный драгоценными камнями.

За долгие годы внутренняя планировка бывшего ханского дворца претерпела значительные изменения. От былого великолепия осталось лишь два дворика и 19 комнат, в которых разместился городской краеведческий музей, в коллекции которого есть множество уникальных экспонатов, рассказывающих о богатом историческом прошлом Коканда. А удивительные орнаменты, украшающие дворцовый фасад, поражают разнообразием и изысканностью цветовых сочетаний и говорят о немеркнущей славе мастеров керамики Ферганской долины.

загрузка карты...