Маргилан

Маргилан - один из древнейших городов Узбекистана, который насчитывает 2000-летнюю историю. Город расположен в юго-восточной части Ферганской долины, на одной из оживленных караванных дорог Великого Шелкового пути, долгое время связывающего два континента - Европу и Азию. Город лежит в предгорьях Алайского хребта, у железнодорожной станции Маргилан, на линии Андижан-Коканд. Маргилан находится в 15 км к северу от Ферганы и в 85 км от Коканда. Территория города составляет 4 083 га. Маргилан граничит с городом Фергана, Ташлакским, Язъяванским и Ахунбабаевскими районами.

Климат в Маргилане континентальный, характеризуется мягкой зимой и жарким летом.

Численность населения Маргилана составляет 197,9 тысячи человек. Здесь проживают представители различных национальностей (более 30). 92,5% населения города составляют узбеки, 2,8% - русские, 1,4% - татары, 0,7% - таджики и другие. Численность трудоспособного населения города - 105,9 тысяч человек, из них 80,7 тысяч занято в различных отраслях народного хозяйства.

Имея статус одного из древнейших городов Средней Азии, в 2007 году город отпраздновал свой 2000-летний юбилей. Решение о праздновании 2000-летия Маргилана было принято на 33-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и оформлено постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 ноября 2005 года «О праздновании 2000-летия города Маргилана».

Древнейший город Маргилан предположительно возник во 2 - 1 веках до н.э., во время, когда одна из дорог Великого Шелкового пути пролегала через территорию нынешней Ферганы. В 10 - 12 веках он являлся важным торговым центром. В 16 веке, в период правления Бабура Маргилан превращается в один из крупнейших городов Ферганской долины. Доказательством этому могут служить сохранившиеся до наших дней развалины средневековой крепости Урдатаг и старые городские кварталы с мечетями и минаретами.

Испокон веков Маргилан являлся городом великих ученых, деятелей культуры, мастеров-ремесленников шелковых тканей (адрас, хан-атлас) и одновременно с этим жизненно важным центром торговли всей Ферганской долины; город также известен ручной и машинной вышивкой, архитектурной резьбой по дереву и ганчу.

Город шелка прославился на весь мир своими хан-атласами со струящимися радужными узорами и набивными шелковыми тканями. По Великому Шелковому пути в средние века торговцы возили маргиланский шелк в Багдад, Кашгар, Хорасан, Египет и Грецию. На протяжении многих веков Маргилан гордо поддерживал статус шелковой столицы Востока. Его население издавна специализировалось в выделке шелковых тканей, чем и завоевало славу своему городу. Кстати и сегодня Маргилан является крупнейшим в Средней Азии центром шелкообрабатывающей промышленности. Маргиланские предприятия по производству шелковых коконов и тканей приобрели широкую известность за пределами Узбекистана. Фабрика «Ёдгорлик» в Маргилане - единственная в Центральной Азии, где сохранен оригинальный ручной способ производства шелка; сегодня «шелковая» фабрика - это еще и важный туристический объект.

В Маргилане, как и во многих других древних городах Востока, безусловно, сохранились некоторые исторические архитектурные памятники: это комплекс Пир Сиддик (середина 18 века), Мавзолей Ходжа Магиз (18 век), Мечеть Чакар, Медресе Саид Ахмад-ходжа (19 век), Мечеть Торон-базар (19 век).

История

В словарях Самани (12 век) и Якута (13 век) современный город Маргилан упоминается под названием «Маргинан». Так же называет его и Бабур, который в своих записках, составленных в начале 16 века, упоминает его в числе семи главных городов Ферганы.
На самом деле точных данных о том, когда именно и кем был основан город, не существует. Но, есть много легенд о названии города Маргилана. Так, одна из них связана с нашествием Александра Македонского. Исторически доказано, что Александр прошел путь от Ходжента до Узгена и обратно и дважды бывал в городе. Легенда повествует о следующем: местные жители, узнав о намерении Македонского посетить их город, готовились его торжественно встречать. Один из старейшин посоветовал встретить гостей курицей и хлебом, что и было сделано. Александр Македонский после угощения спросил, как называется это блюдо. Ему ответили: «Мургинон», то есть курица с хлебом. На обратном пути он вновь отведал это блюдо, после чего назвал эту местность «Мургинон». Считается, что в это время и произошло название «Маргилан».

Другая местная легенда, почти в точности похожая на эту связывает название города не с Александром, а с именем святого Аппака (известный мусульманский святой, живший в 17 веке), усыпальница которого находится в Кашгаре. Согласно этой легенде, однажды через место, где сейчас находится Маргилан, проходил святой Аппак. Он проголодался и попросил у одной старухи поесть. Она вынесла ему курицу и хлеб. Название этой пищи (по-персидски «мург-у-нон») стало якобы с тех пор названием города. По еще одной версии этой легенды возникновение названия города связано с мифическим походом Хазрета Али, четвертого праведного халифа на Фергану. При этом слово «мург» толкуется не как курица, а как фазан.

Легенды - это конечно хорошо, но какую бы долю истины они не содержали, наука в них не верит. Поэтому исследователем М.С. Андреевым, проявившим интерес к истории топонима, было высказано предположение о возможном происхождении названия Маргинан-Маргилан, принимая во внимание современное произношение последнего названия с твердым задненебным «г», от согдийского слова «марг» - т.е. луг; место, поросшее высокой густой травой, часто употребляющейся в корм скоту.

В Нур-Ате под Самаркандом, окруженном тюркоязычными (узбекскими, туркменскими) селениями, и с давних пор населенном таджиками, сохранившими до последнего времени таджикский язык, в топонимике селений зарегистрировано слово «марг». Вся площадь последнего рукавами орошающих его ключей разделена на четыре части, которые называются: Марги хони, Марги мири, Марги Мир-Гадой и Марги Шарики - объединенный марг, принадлежащий группе лиц (а возможно - восточный марг).

Н.Г. Маллицкий, ознакомившись с изложенным, высказал предположение о происхождении от слова «марг» названия рекиМургаб, которое, как известно, в древности передавалось в форме Маргоб. Интересно, что аналогичным образом объясняет это название и местное население, которое прилагает название «марг» к одному виду травы, обильно растущей в ущельях в верховьях Мургаба.

Маргилан сегодня.

Благополучно просуществовав 2000 лет, Маргилан сегодня представляет собой современный город с широкими улицами, в котором многоэтажные здания соседствуют с памятниками старины и шумными восточными базарами.

В Маргилане функционирует НПО «Косиб» - центр ремесленников, руководство которого осуществляет Я. Абдужаборова и Д. Умаралиева. Их цель - восстановление и развитие традиционного шелкоткачества, ювелирного дела и других народно-художественных ремесел, которыми издавна славится Маргилан. Городской союз ремесленников объединяет 820 мастеров. Великие традиции древних ткачей, обрбандчиков, кандагаров и сегодня продолжаются и умножаются. Восстановлены и производятся традиционные шелковые ткани, которые демонстрировались на крупнейших международных ярмарках в Германии, Японии и других странах. Высоко оценен труд усто-ремесленников Тургунбая Мирзаахмедова, Абдухакима Абдужаббарова, Абдубанноба Мадалиева и других, которые были награждены специальными дипломами ЮНЕСКО за возрождение традиций народного ремесла в Узбекистане.

Не так давно были завершены работы по реконструкции исторического комплекса Пир Сиддик, дома-музея Увайси, кладбища Улугмозор и других архитектурных памятников.
В связи с принятым решением ЮНЕСКО о праздновании 2000-летия Маргилана в 2006 году в Афинах была организована фотовыставка, посвященная юбилею города, а весной того же года в японском городе Маебаши в рамках выставки истории народов Центральной Азии с успехом прошла презентация культурного наследия одного из старейших городов Узбекистана. Были широко представлены произведения народно-прикладного искусства: знаменитые маргиланские ткани - атлас и адрас. Японские эксперты отметили, что между народами двух стран есть много общего, и оба города - Маебаши и Маргилан - не только имеют большое историческое наследие, но и являются известными центрами многих народных ремесел, что внушает надежду на дальнейшее успешное сотрудничество между их жителями.