Медресе Шер-Дор

11374134_654470414654815_1215900220_n.jpgНа месте обветшалой и разрушенной ханаки Мирзо Улугбека с восточной стороны площади, Ялангтуш-Бахадур (Жалантос-батыр) - (военачальник, ловкий политик, правитель крупного феодального удела, энергичный наместник бухарских ханов в Самарканде) строит медресе, почти зеркально отражающее фасад противоположного медресе Улугбека. Самаркандский хаким старался ни в чем не уступить великим предкам - ни в пышности, ни в масштабах сооружения. Основание Шер-Дора на 1,5 м выше площади времени Улугбека. Планировка медре составляет 70х56 м, двор 30х38 м. Композиция двора традиционна: обведен двумя этажами худжр (помещений, где жили обучавшиеся в медресе), четыре айвана, по главному фасаду - две дарсхоны (учебные помещения).

Мозаичная часть на портале медресе гласит:
"Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, - это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба, - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления".

Наряду с этой надписью в более скромном месте белыми буквами на черном фоне начертано: "Абдул Джаббар, зодчий", фантазией которого и трудом народных мастеров воплощены в камне и цвете честолюбивые замыслы Ялангтуша. Медресе Шер-Дор задумано архитектором в стиле "кош" (композиция из двух противостоящих зданий).

800px-ulugh-beg-madrasah.jpgМедресе Шер-Дор строилось на двести лет позже своего оригинала. И несмотря, казалось бы, на однотипный фасад, в нем имеется много нового, характерного для строительства техники XVII века, несшей в себе наряду с прогрессивными приемами, ускоряющими и удешевляющими процесс строительства, некоторое снижение качества художественной выразительности. Однако цветовое решение и исполнение отдельных панно говорят нам о высоком мастерстве строителей, воздвигших это великолепное здание.

Планировка его повторяет общую композицию медресе Улугбека, однако в деталях есть отличие. Особый интерес представляет тимпан над большой портальной аркой. Тигр золотисто-охристого цвета устремляется за белой ланью. Солнце изображено в форме белого диска, с раскосыми миндалевидными глазами. Лик его окаймлен золотистым сиянием. Вся композиция расположена на синем фоне со спиралеобразными побегами бирюзовых и золотистых тонов с разбросанными по полю белыми цветами. Запоминающийся рисунок тимпана и определил название медресе Шер-Дор, что означает "Украшенное тиграми".
От полного разрушения тимпан был спасен реставраторами, закончившими работу в 1962 году. Исследователи собирали декор по мельчайшим фрагментам. Там, где не сохранилась мозаика, фиксировались гнезда от выпавших кусочков, оставшиеся части с одной половины тимпана накладывались на другую так, чтобы рисунок был симметричным.

загрузка карты...