Ущелье Сармышсай

Одним из самых известных в Центральной Азии мест с наскальными изображениями является урочище Сармышсай, расположенное на южном склоне Каратау, в 30-40 км к северо-востоку от г. Навои. Каратау - один из отрогов Нуратинских гор. К югу от хребта находится Зерафшанская долина. Природа Сармышсая отличается многообразием - здесь растут различные виды деревьев, а склоны покрыты густыми зарослями кустарника. Весной ущелье представляет собой поразительное зрелище: везде растут тюльпаны, маки, вокруг бескрайние просторы зелени.

Ближайший путь к сармышсайским петроглифам лежит через территорию детского оздоровительного лагеря "Сармыш". Поэтому если экскурсия организуется летом, когда в лагере отдыхают дети, территория лагеря, а это около 1,5 км, пересекается пешком. В любое другое время года эту часть пути можно совершить на автотранспорте. За лагерем начинается бездорожье по которому нужно пройти еще около 2 км. Преодолев весь путь, вы окажетесь в живописном урочище реки Сармыш, где находятся уникальные археологические памятники каменного века, эпохи бронзы, раннежелезного века и средневековья.

Размер территории сармышсайской "галереи" поистине огромен – 20 кв. км. на которых сохранился культурно-исторический комплекс памятников истории древнего мира и средневековья.

На сегодняшний день в Сармышсае найдено более 10 тыс. петроглифов. Это очень большое и разнообразное собрание наскальных изображений. Большая часть петроглифов расположена в среднем течении сая (речки). Неподалёку от петроглифов расположены могильные курганы и священные места.

Ученые-археологи института археологии АНРУз не исключают возможности заселения людьми территории Сармышсая уже в эпоху палеолита (300-15 тыс. лет до н.э.). В эпоху неолита (VI-V тыс. до н.э.) здесь поселились племена охотников и рыболовов кельтаминарской культуры. Удобное расположение урочища, наличие пресной воды и большое количество животных сделали Сармышсай удобным местом для совершения ритуалов. По мнению ученых-археологов здесь совершались культовые обряды.

Датировка петроглифов Сармышсая задача проблематичная. Чтобы дать хотя бы ориентировочную дату нужно тщательным образом изучить, сюжет, стиль, технику нанесения изображений, а также пустынный «загар», перекрывающие друг друга рисунки и многое другое. Как сам процесс создания наскальных изображений, так и процесс их исследования – очень сложная и трудоёмкая задача.

Петроглифы Сармышсая различаются по возрасту, стилю и сюжету. Здесь есть изображения быков-туров, которые относятся по всем данным к каменному и бронзовым векам, изображения оленей, козлов в зверином стиле, типичном для искусства племен скифского круга (раннее железо IX-II вв. до н.э.). Также в Сармышсае можно встретить петроглифы более позднего периода, относящиеся к средневековью. На них изображены средневековые домашние козлы, верблюды, собаки, а также легко датируемые арабские надписи.

Петроглифы каменного и бронзового веков (VII-II тыс. до н.э.) являются самыми древними изображениями на территории Сармышсая. В основном это наскальные изображения быков-туров. Похожие рисунки есть на территории Азербайджана и на Аравийском полуострове. По величине рисунки разнообразные от 30-40 см до 70-80 см. Многие из этих древних рисунков похожи по технике, так что можно предположить, что их выполнил один мастер.

Петроглифы раннего железного века отличаются характерным для кочевых племен скифского круга «звериным» стилем. В основном здесь изображены олени, архары, лошади, верблюды. Исчезают изображения быков-туров, зато появляются характерные для кочевников изображения лука и стрел, а также всадников и сцен охоты. В отличие от более древних рисунков, рисунки сако-скифского периода отличаются меньшими размерами. К тому же они выполнены разными художниками, но при этом мастера очень точно и старательно передали образы животных и людей.

Петроглифы более позднего периода светлее и грубее. Техника исполнения рисунка достаточно проста, а содержание не отличается характерным для древних периодов разнообразием. В основном на них изображены домашние животные. Встречаются и арабские надписи, смешанные с древними изображениями. Здесь также встречаются фигуры всадников с камчой в руке. В отличие от сакских рисунков, средневековые петроглифы приобретают схематичный характер: в них уже нет такой точности и изящества в исполнении.