Discover.uz - что же привезти из Узбекистана

Побывав в любой стране, независимо от цели поездки, наверняка каждый захочет привезти с собой какой-нибудь сувенир, который будет напоминать о проделанном путешествии. Не секрет, что многие туристы останавливаются на произведениях местных мастеров и ремесленников. Что же можно приобрести на память об Узбекистане?

Прежде всего, Узбекистан славится своей керамикой, а гончарное искусство процветает здесь издревле. И что интересно, практически в каждом регионе существует своя традиционная школа керамики. Так, из Хивы вполне можно привезти большое блюдо-ляган или глубокую тарелку-бадию. Украшенные голубыми и ультрамариновыми узорами, они великолепно будут смотреться на стене в гостиной или кухне. А вот в качестве напольной вазы можно использовать глиняный сосуд-хум, приобретеннный в Хорезме. Также коллекцию могут пополнить тарелки с изображениями известных памятников Узбекистана и своеобразные светильники-чироки.

Особо ценится голубая керамика из села Риштан, что находится в Ферганской долине. Так можно остановить свой выбор на ляганах и обста-урдак - своеобразных сосудах в виде уточек.

Самарканд же славится своими глиняными фигурками. Особой популярностью пользуются фигурки в виде Ходжи Насреддина, караваны верблюдов, подсвечники в виде драконов из терракоты.

А вот в Ташкенте можно приобрести веселые фигурки в виде смеющихся старичков-аксакалов, чайханщиков с подносами, лепешками и пловом и другие фигурки, отражающие колорит узбекской культуры.

Если Вы интересуетесь ручной вышивкой, то наверняка Вам по душе будет сюзане, выполненное руками вышивальщиц из Самарканда и Бухары. Сами вышивки больше похожи на ковры и украшены различными символами.

Что касается традиционной одежды, то поистине ханским приобретением будет золотошвейный зарчапан, а для женщины можно будет подобрать халат-камзул, сшитый из шелкового бархата с абровым узором.

Отличным дополнением к народному костюму станут ювелирные изделия мастеров Самарканда, Бухары и Ташкента. Это и серьги-куполки и кашгар-болдак, и ожерелья с бирюзой, и серебряные браслеты с сердоликом, а также многие другие украшения. Стоит помнить, что камни являются не только украшениями, но и своеобразными оберегами для тех, кто их носит.

Очень ценится работа и узбекских резчиков по дереву. Особой популярностью пользуются миниатюрные столики и табуреты, украшенные искусной резьбой, подставка для Корана – лаух, различные резные коробочки и шкатулки для хранения украшений.

В качестве украшения интерьера в восточном стиле очень хорошо подойдут традиционные узбекские сосуды. Афтоба, чойдыши и кумганы  выполнены из латуни и украшены гравировкой и чеканкой. Будет очень здорово привезти из Узбекистана кальян или медное блюдо с искусной гравировкой.

Стальные ножи ручной ковки из Шахрихана или Чуста славятся на всю страну. Лезвие каждого ножа снабжено авторской эмблемой мастера.

Наверное, самым традиционным приобретением может считаться узбекская тюбетейка. Для мужчин выбирают традиционную чустскую черную тюбетейку с четырьмя стилизованными изображениями перца, а вот для женщины можно подобрать нарядную бухарскую золотошвейную тюбетейку, а в дополнение к наряду приобрести небольшую расшитую сумочку-косметичку.

Школа лаковой миниатюры сформировалась еще в эпоху Темуридов и до сих пор радует своими произведениями. Так, можно приобрести различные шкатулки, табакерки, пудреницы. Сигаретницы, украшенные сюжетами из произведений Навои, Омара Хайяма, «Шахнаме», а также различными народными мотивами.

А вот если Вам нравиться восточная музыка, то обратите внимание на миниатюрные инструменты с изящным орнаментом и натянутыми струнами.

Золотое шитье Бухары

Бухара издавна известна своим золотым шитьем, которое поразит любого человека даже с взыскательным вкусом. Искусство золотого шиться имеет многовековую традицию, по некоторым источникам оно существовало уже в период раннего Средневековья.

Наивысшего расцвета это искусство достигло в XIX веке, правда, позволить себе одежду с золотым шитьем могли лишь состоятельные горожане. В то время двор эмира заказывал шитье в городских мастерских, функционировала и дворцовая мастерская. Посмотреть образцы творчества того времени можно в Государственном музее истории Узбекистана, Государственном музее искусств Узбекистана , музее истории Темуридов. В Самаркандском музее истории и культуры, а также в Бухарском государственном архитектурно-художественном музее-заповеднике.

Золотошвейным делом занимались именно мужчины. Мастер садился на пол, держа в руках прямоугольные пяльцы, и приступал к работе. Основным заказом были зарчапаны-бухарские- золотошвейные мужские парадные халаты. И что самое интересное, узор каждого чапана был уникален. Бухарский распашной туникообразный зорчапан имеет достаточно солидный вид и впечатляет своим величием. Такой чапан могли позволить себе только эмир или знать. Также было большой честью заслужить в качестве милости эмира себе в подарок зарчапан, помимо этого зарчапаны преподносились в дар послам из других стран.

Золотошвейные халаты шились из однотонного бархата различных цветов. Основу вышивки составляли металлические нити калебатун, которые представляли собой тонкую полоску металла или серебряную проволоку с позолотой, которые накручивались на шелковые или бумажные нити. Помимо этого, для украшения использовались шелковые и бархатные аппликации, крученый и некрученый шелк, а также имитирующие ювелирные украшения рельефные розетки. Металлические нити прикрепляли к основе шелковыми нитями и накладывали параллельными рядами поверх ткани.

Что касается техники вышивания, то в XIX веке часто использовалась сплошная техника зардузи заминдузи, а уже в XXвеке ей на смену приходит техника зардузи гулдузи, в которой декоративные элементы вырезались из бумаги и зашивались нитями.

Три основных вида композиций также сложились к XIXвеку. В первом из них – даукур - для обшивки концов рукавов, подолов и медальонов на мужских и детских халатах, использовалась декоративная кайма кур. Медальон, или иначе таук, представлял собой фон с растительным орнаментом, остальное поле халата оставалась незашитым. Второй вид композиции – бутадор- представлял собой декоративную орнаментальную вышивку на разных частях халата. И, наконец, композиция – дархам отличалась тем, что ее элементы соединялись друг с другом, образуя своеобразную сетку.

Орнаменты для вышивки достаточно разнообразны, в основном это растительные орнаменты, например, стилизованные изображения листьев, цветов, кустов, бутонов и геометрические узоры. Также узоры могут быть и стилизованными изображениями животных или носить природный и космогонический характер. Помимо этого халаты украшались и каллиграфическими надписями.

Элементы золотого шиться использовались и в женской одежде, например, широкое распространение получили жилеты, надеваемые поверх платья, украшенные золотым шитьем и платья, украшенные золотой тесьмой.

И конечно не стоит забывать о богато украшенных золотшвейных бухарских тюбетейках-каллапуши зардузи. Ранее эти тюбетейки носила только знать, а в наше время такую тюбетейку надевают невесты на свадьбу и мальчики по случаю обрезания. Тюбетейка может быть прямоугольной или круглой, а украшают ее растительный или геометрический орнамент.

И в наше время на произведения золотошвейных мастеров имеется очень большой спрос. Так, женихи на свадьбу одевают праздничный золотошвейный чапан, их вручают в особых случаях, тем, кто отличился, например спортсменам, одержавшим крупную победу, а также почетным гостям, посетившим Узбекистан.

И это далеко не весь список тех сувениров, которые можно приобрести в различных городах Узбекистана. Выбирайте то, что Вас действительно заинтересовало и понравилось!